ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Андрей Сухоруков, начальник управления

стратегического развития и общественных связей

Администрации г.Петрозаводска

Фарида Фадеева, начальник отдела

по связям с общественностью

Администрации г.Петрозаводска

 

Менять жизнь вместе

Россия около 15 лет строит современное демократическое государство. Одной из самых трудных задач на этом пути оказывается развитие гражданского общества. Серьезные экономические трудности, которые пережили большинство российских семей за время «смутных лет» трансформации государственного строя, привели к серьезной атомизации и негативизации общественного сознания. Психологически это легко объяснимо - выживать легче поодиночке. Сейчас, когда у нас устоялись все внешние атрибуты современного демократического государства, увеличивается значимость поддержки данных форм соответствующим духом – активностью граждан, открытостью и ответственностью власти. Какие процессы происходят в гражданском обществе – интегрировать разнообразную социологическую информацию по этому поводу взялись в Администрации города Петрозаводска. Это сделано в рамках проекта «Петрозаводск - соуправляемая территория» - одной из концепций Стратегического плана развития города до 2010 года. Срез состояния гражданского общества получился интересный и по своим выводам явно выходящий за пределы одного города.

В основание пирамиды различных видов общественной активности петрозаводчан исследователями был положен общественный интерес – уровень внимания к местным событиям. О том, что они принципиально не интересуются событиями в городе, заявило 10% горожан. Из оставшихся 90% осознанную информационную активность по отношению к местным событиям проявляют от 35% до 45% горожан – это те, кто постоянно смотрит карельское телевидение, подписывается на газеты или покупает их в киосках. Информационная активность остальных носит скорее ситуативный характер – они редко смотрят местное телевидение, а читают скорее бесплатные газеты (те, которые «сами» попадают в дом).

На следующемуровне, который был обозначен как общественное участие,речь идет уже об участии горожан в решении общественных проблем – правда, участии ситуативном (или неустойчивом), вызванным возникшей прямой актуальностью, прагматическим смыслом данных проблем в собственной жизни (например, участием родителей в школьной жизни). Отдельно было выделено политическое участие.

Участие родителей в школьной жизни является одной из самых традиционных форм общественного участия, характерной еще для времен Советского Союза. Согласно результатам опросов, 45% родителей ходят в школу не реже раза в месяц (за формальный уровень участия был принят ответ «не реже одного раза в четверть», то есть только на плановые родительские собрания), различные вопросы школьной жизни с руководством школы готовы обсуждать от 30% до 44% родителей, а 13,5% - готовы стать членом Школьных советов.

Наоборот, участие в управлении домом – это одна из самых «молодых» форм общественного участия, получившая свое нормативное закрепление в конце 2004 года в новом российском Жилищным кодексе. О своем желании участвовать в управлении собственным домом (выбирать управляющие компании или обслуживающие организации, контролировать их деятельность) в мае 2005 года заявило 30,5% участников городского социологического опроса.

О том, насколько и как жители Петрозаводска пользуются своими политическими правами, можно судить по явке на избирательные участки. Анализ многолетних данных показал,  имеющие прямое отношение к жизни города уровни политических выборов мобилизуют от 10% до 50% горожан.

Обобщая данные по общественному участию, социологи отметили, что настроены пользоваться различными формами общественного участия от 20% до 30% горожан, еще от 30% до 40% горожан могут быть вовлечены в общественное участие при особых условиях (при значимых, масштабных событиях). В то же время,  около 40% жителей Петрозаводска можно отнести к «устойчивому пассиву» - вероятность их участия в решении значимых вопросов городской жизни невелика.

В отличие от общественного участия, в случае общественной деятельности речь идет об устойчивой форме участия людей в решении значимых вопросах. На данном уровне уже появляется организационное оформление общественной активности людей – чаще всего, в виде членства в общественной организации. Городской социологический опрос 2005 года показал, что в деятельности общественных организаций принимают участие 8% горожан, из которых больше всего – 4% - в профсоюзов. Рейтинг популярности других общественных объединений выглядит следующим образом:

творческие – 1,3%

политические – 1,1%

жилищные – 1,1%

молодежные –0,8%

научные – 0,8%

экологические –0,6%

женские – 0,4%.

Официальная статистика количества общественных организаций несколько дополняет эту картину: в Петрозаводске зарегистрировано около 400 профсоюзных организаций, более 50 – объединений бизнесменов и промышленников, организаций людей с ограниченными возможностями, более 40 – молодежных и детских, спортивных и туристических, более 30 – политических и религиозных.

О своей готовности участвовать в подобной деятельности в будущем заявило почти в 2 раза больше - 15,8% горожан. По сравнению с нынешней ситуацией, наибольшим потенциалом роста числа активистов обладают жилищные организации (готовы присоединиться дополнительно 3,1% горожан), экологические (+2,8%), творческие (+2,7%), молодежные (+2,6%), женские (+2,5%), научные (+1,3%), политические (+1,2%), профессиональные (+0,4%). Эти  цифры демонстрируют определенную смену общественных приоритетов, вызванную как новым этапом развития общества (этим можно объяснить потенциальный рост популярности экологических, молодежных и женских организаций), так и серьезными изменениями в законодательной базе (жилищные, политические организации).

Следующий уровень – общественный диалог – рассматривается  непосредственно как сложившиеся формы и инструменты участия общественных групп в принятии властью значимых для жизни территории решений. Однако они были рассмотрены не только со стороны власти, но и со стороны самого общества – с точки зрения его структурированности (интенсивности коммуникаций между различными общественными организациями и группами, наличие ассоциативных структур и признанных лидеров (экспертов)). Если территориальное общество аморфно, его структуры не включены в общение друг с другом или находятся в состоянии конфликта, а лидеры не имеют реального общественного веса – то даже наличие самых демократических процедур принятия властью решений не сможет свидетельствовать о реальном развитии гражданского общества.

В целом, деятельность сообществ Петрозаводска была оценена как достаточно структурированную. Созданы и активно действуют ряд ассоциаций общественных организаций – такие как «Союз детских и молодежных организаций Карелии», «Совет ветеранов Петрозаводска», «Совет женщин города Петрозаводска», «Ассоциация зеленых Карелии», недавно были созданы ассоциации общественных организаций инвалидов, а также представителей территориального (жилищного) общественного самоуправления. Несколько по-другому строится взаимодействие в среде бизнеса. Их официальные объединения – Карельский Союз работодателей, Карельский Союз промышленников и предпринимателей, республиканская Торгово-промышленная палата - в городском общественном пространстве активно своих позиций по поводу значимых проблем чаще всего не заявляют, сосредоточившись на реализации более узких, хотя и весьма стратегически значимых проектов (таких как внедрение международных стандартов качества и др.). В то же время, представители действующего на территории Петрозаводска бизнеса успешно освоили иные способы представления групповых интересов – своими «бизнес-командами» они успешно участвуют в выборах как республиканской, так и местной законодательной власти, формируя весьма солидное лобби.

В целом, достаточно высокий уровень структурированности сообществ в Петрозаводске является серьезным вызовом местной власти, перед которой стоит задача удерживать и развивать соответствующие по своей мощности формы и инструменты диалога с местными сообществами.

Для исследования участия общественных групп в принятии властью значимых для жизни территории решений было проанализировано, сколько представителей общественности включено в состав консультационно-координационных групп (советов, комиссий, рабочих групп и т.п.), созданных в мэрии. Обработка собранной информации (всего в наш анализ попало 54 консультационно-координационных группы) показывает следующее: почти половина из них (46%) не имеет общественного представительства, еще 20% имеет формальное представительство (доля представителей общественности в составе таких групп составляет менее 15%). Весомое представительство (более 40%) общественность имеет  в почти пятой части (19%) подобных групп, чуть меньше групп (15%) среди своих членов имеет заметное, но не решающее общественное представительство (от 15% до 40%). Всего же представители общественности имеют в подобных органах около 150 мест. Получается, что говорить о наличии системы общественного диалога можно применительно к одной третьей части (34%) вопросов управления городом.Лидерами в сфере организации общественного представительства при принятии решений в Петрозаводске можно считать молодежную политику, градостроительную политику, политику в области национально-культурных вопросов и в культурно-исторической сфере, стратегическое развитие. Есть все предпосылки, чтобы выйти на новый уровень общественного диалога в социальной защите, экологии, образовании, гендерных вопросах, обсуждении бюджета. В остальных сферах городского управления для становления форм общественного диалога требуются специальные программы.

Обобщая весь комплекс представленных материалов по участию населения и сообществ в организации жизни Петрозаводска, были сделаны  выводы, что 40% горожан избегают каких-либо форм общественного участия, общественное участие еще 30-40% пока может носить только ситуативный и неустойчивый характер. В то же время, от 20% до 30% горожан можно рассматривать как потенциальный гражданский актив, имеющий позитивные установки на собственное общественное участие в городской жизни и определенный опыт в этой сфере.

Одной из наиболее ярких сфер и необходимых сфер развития общественных отношений являются межнациональные и межрелигиозные отношения. Хотя и до французских событий ноября 2005 года многие европейские страны чувствовали на себе актуальность данной проблемы, те знаковые события заставили взглянуть мир на нее по-новому. Сталкивается с ней, безусловно, и Россия. Северный Петрозаводск здесь не исключение, он является многонациональным и многоконфессиональным городом. Более 30 религиозных организаций 17 конфессий ведут здесь активную работу, а также мирно сосуществуют представители 153 народов, интересы которых представляют более 20 общественных организаций. Столица Карелии – современный город, заявивший целью своего стратегического развития ориентацию на мировые постиндустриальные ценности, в том числе на ценность толерантности. Опыт Петрозаводска может быть интересен потому, что московская Хельсинская группа признала наш город с точки зрения межнациональных отношений самым спокойным городом России.

Сто лет назад, в эпоху, когда существовала Российская империя, население Петрозаводска было достаточно однородно. В нем проживали русские, карелы, вепсы, финны. Эти народы длительное время сосуществовали рядом. С образованием Советского Союза и особенно в период его расцвета происходили активные перемещения населения по стране. В Петрозаводск на постоянное место жительство приезжают украинцы, белорусы, татары после распределения в Высших учебных заведениях. С развалом СССР началась следующая волна миграции, в результате которой в Петрозаводске сформировались крупные диаспоры армян, грузин, азербайджанцев. Заявили о себе представители Средней Азии, Чечни, Ингушетии.

В настоящий момент наиболее крупными среди национальных диаспор, проживающих в городе по данным Всероссийской переписи 2002 года, являются русские, карелы, вепсы и финны, украинцы, белорусы, евреи, татары, цыгане, армяне, грузины и азербайджанцы. Все эти народы имеют национально-культурные общественные организации, представляющие их интересы. Эти организации активно контактируют, обмениваются идеями и мнениями, устраивают национальные праздники, украшают жизнь города, вплетая в него незабываемый колорит своей культуры. Помимо роли культурного обогащения, данные общественные организации участвуют в экономической и политической жизни города, способствуя его развитию, как прогрессивного города, идущего в ногу со временем. В частности в 2003 году благодаря активному участию общественности был создан Общественный Совет руководителей национально-культурных объединений и движений при Главе самоуправления города Петрозаводска. Политика Общественного Совета направлена на информирование всего населения города о различных аспектах жизни и развития всех национальных сообществ. Для этих целей в 2005 году был реализован проект, в рамках которого при большой поддержке общественных организаций вышел сборник «Петрозаводск – территория толерантности», он содержит подробные сведения о целях, задачах и интересах каждой национально-культурной организации, о проведенных и планируемых мероприятиях, об истории народов, проживающих в Петрозаводске.

В этом году, в рамках празднования Дня города, впервые на набережной работала площадка «Петрозаводск – территория толерантности», в работе которой приняли участие национально культурные объединения и Общества дружбы с зарубежными странами, показавшие презентационные программы, выступления творческих коллективов, были подготовлены буклеты с информацией о деятельности данных объединений. Петрозаводчане и гости города с интересом и одобрением восприняли выступления самодеятельных артистов, а подобная форма работы нашла положительный отзыв у участников площадки.

Интересен опыт работы многих национально – культурных объединений. Свой вклад в формирование толерантного сознания горожан  вносит карельская республиканская общественная организация «Общество украинской культуры «Калина», наиболее многочисленная по своему составу. История создания этой организации началась в 70-е годы, когда активная украинская молодежь, обучавшаяся в Петрозаводской консерватории, собиралась вместе. На этих вечерах звучали украинские мелодии в исполнении духового оркестра. За 10 лет в организации произошло много значимых событий, реализовано немало проектов. В том числе - окончание строительства памятного креста «Убиенным сынам Украины» в урочище Сандармох Медвежьегорского района Республики Карелия. К этому событию было приурочено выпуск сборника «Убиенным сынам Украины. Сандармох». Под эгидой Общества украинской культуры «Калина» ежегодно проводятся Дни Украинской культуры, создан и осуществляет успешную творческую деятельность хор «Украинская песня».

Карельская республиканская национально-культурная автономия армян активно способствует развитию внешних связей Петрозаводска. Важным событием в жизни этого общественного объединения стало установление контактов между столицей Карелии и духовным центром всех армян - городом Эчмиадзин в Армении. Результатом сотрудничества стало участие армянского скульптора Г.Григоряна в Симпозиуме скульпторов в рамках Летнего фестиваля в Петрозаводске: его скульптура "Ангел" сегодня стоит на набережной Онежского озера. Группа детей из детских домов Петрозаводска имела возможность познакомиться  и отдохнуть в Армении. В январе 2005 года Совет старейшин Эчмиадзина принял решение о переименовании одной из улиц города в Петрозаводскую.

Широко известна в Карелии деятельность Карельской регионального общественного объединения «Общество грузинской культуры». Выступления детского танцевального ансамбля «Иберия» всегда являются украшением концертных программ на площадках города и тепло принимаются зрителями.

В планах Общественного Совета руководителей национально – культурных объединений и движений при Главе самоуправления города Петрозаводска много интересных идей на перспективу. Одна из инициатив - это создание детского игрового городка, оформленного с учетом традиций всех национальных диаспор, населяющих Петрозаводск. В проекте городка предусмотрено строительство игрового комплекса для малышей, спортивной площадки для подростков и мини-парка. Украшать городок будут скульптуры героев сказок различных народов. Представители национальных организаций города смогут проводить на площадке мероприятия, посвященные своим национальным праздникам.

Эти, а также множество других идей по развитию межнациональной и межрелигиозной терпимости объединяются сейчас в рамках проекта городской целевой программы «Петрозаводск – территория толерантности».